
Дело в том чт эта книга уже не однажды обсуждалась. Равнодушных не было. Жестокая, беспощадно-правдивая история о жесткой, беспощадно правдивой жизни. Повествуется о двух братьях, а может быть и нет. Об их совместном выживании, а может быть и нет. Это одна из тех необыкновенных книг, о которых сложно и абсолютно бесполезно говорить. Её нужно прочесть, окунуться в то странное, порой алогичное, но, несомненно, гениальное пространство мысли, которое смогла создать Агота Кристоф. "Толстая тетрадь" не похожа ни на одну другую из прочитанных мной книг. Она уникальна и невероятна. Она жестока и правдива. Она потрясает до глубины души и сознания.
Агота Кристоф родилась в Венгрии; в 1956 году эмигрировала в Швейцарию; в 1986-м, в возрасте 53 лет, написала роман на французском языке под названием “Толстая тетрадь” и... “проснулась знаменитой”: получила премию “Почетная лента франкофонии”, книга была переведена на 15 языков, на ее основе осуществлены театральные постановки. В 1988-м появилось продолжение — “Доказательство”, а в 1991-м — “Третья ложь”.
Не открывайте эту книгу даже просто из любопытства. Она Вас утащит, закрутит, вовлечет в пугающие бездны, погрузит в кошмар, испугает, разозлит, скомкает, выжмет, сломает ваше представление о мире, войне и людях,отравит , возмутит, изменит и не отпустит до самой последней строчки. Даже захлопнув ее Вы ее не забудете. Она поселится у Вас в голове, надсадит Вам сердце и уродливым наростом будет искажать Ваш взгляд на окружающий мир.
Как поставить на сцене такое сложное и иногда противоречивое произведение? Постановщик Эйдан Рубинштейн находит верное решение и три часа держит в напряжении зрительный зал. В начале спектакля я пыталась фотографировать, сделала несколько кадров. Пришлось прекратить, я мешала соседям. Действие на сцене захватило меня и перенесло в другой параллельный мир. Минимум декораций. Главные герои - их двое, удивитеьно похожи. Юные артисты великолепно справляются с ролью. Они говорят в унисон и двигаются одинаково. Чувствуется, актеры прошли хорошую школу и необыкновенно пластичны. Временами кажется, что мысли одного дополняют другого. Еще одна находка режиссера - группа пантомимы, каким - то непонятным образом доносящая до зрителей все нюансы происходящего на сцене. Впрочем, довольно бесполезное занятие пересказывать спектакль. Нужно прийти и смотреть, сопереживать и соучаствовать. Это и есть настоящий театр, без скидок на молодость и неопытность. Кстати, о впечатлениях: я, кажется, поняла. У каждого человека в жизни есть своя "Толстая тетрадь", неважно, реальная или виртуальная.
На фестивале Фриндж показано 5 спектаклей, поставленных на сценах лучших театральных школ Израиля. Только постановка студии актерского мастерства Йорама Левинштейна по роману Аготы Кристоф. "Толстая тетрадь" включена в репертуар этого сезона театра "Гешер". Так что следите за рекламой.