likynia

Categories:

Не грузи мне в мозг белиберды

Олег Куваев – мультипликатор, сценарист, режиссёр, живописец и скульптор репатриировался в Израиль из Санкт-Петербурга в 2006 году. Многообразие талантов этого человека неоспоримо, но славу ему, несомненно, принес сериал «Масяня», который по достоинству оценили и полюбили миллионы русскоязычных зрителей. Так жизнь сложилась, Олег живет в том же городе, что и я, и даже на этой же улице.

Творчество Олега всегда актуально. Бывает плохое настроение,  страшный вирус поражает все больше людей, нехорошие мысли лезут в голову, на улице буря, и ветер сбивает с ног. А послушаешь такую незамысловатую песенку, и жизнь продолжается...

Есть очень интересное интервью Майи Гельфанд с создателем Масяни.

- Олег, скажите правду: Масяня – еврейка?

- Я никогда не задумался о ее национальной идентификации. Есть много параметров, которые я про Масяню не знаю. И это хорошо, на самом деле, потому что дает возможность развивать сценарий в разных направлениях. Если ставить границы: возраст, национальность и прочее, то это очень ограничивает сюжет. Единственное, что про нее известно точно, — это то, что она живет в Питере и зовут ее Масяня. Может, она вообще окажется африканкой, кто ее знает?

- Она у вас живет очень активной жизнью. Она взрослеет, рожает детей, меняет места работы.

- Я вообще стараюсь как можно меньше себе границ ставить, и поэтому она живет своей жизнью. Я считаю, что чем больше у художника свободы, тем больше возможностей придумать прикольный сюжет.

- Обычно сериал все-таки имеет какие-то временные границы: выпустили, допустим, сто серий, и закрываем проект, начинаем новый. Ваша "Масяня" бесконечная.

- Обычные сериалы – это действительно очень четко организованная структура. При этом творческая составляющая остается где-то на десятом месте. Частенько творчества там вообще нет. Это огромные студии, где сидят десятки сценаристов, художников, продюсеров. Производство обычного сериала – это в, основном, технический процесс. Мне в этом отношении легче. У меня творческого намного больше, чем технического. Ну я к этому и стремился. Естественно, как любой нормальный художник, я никогда не хотел иметь рамки. Я, собственно, всю жизнь пытался избавиться от ограничений. Я стремился к тому, чтобы выпускать те мультики, которые мне хочется, когда хочется и о чем хочется. Организационные моменты никогда мне не удавались, поэтому я живу в некотором хаотичном состоянии. Зато это интереснее, чем постоянная, стабильная работа.

- Ну а с финансовой точки зрения? Ведь производство мультфильма – это затратный процесс.

- Трудно, конечно. Потому что при наличии нормальной организации обеспечивается и нормальная финансовая поддержка, которой у меня нет и никогда не было. Поэтому деньги я ищу, как дворовая собака – жратву. Но, опять же, деньги для меня не на первом месте. Я занимаюсь творчеством, а для пропитания делаю рекламные ролики, проекты там разные. В общем, приходится делать всякие выкрутасы. Но у меня есть зрительская аудитория, которая меня поддерживает годами, и я пробовал уже разные модели сбора денег. Так что все развивается как-то само по себе.

- "Масяня" – это бизнес?

- Да. Это немного своеобразный бизнес. Он был начат в России, когда там вообще никакого мультипликационного бизнеса не было. Я, будучи художником, обладаю очень слабыми организационными способностями и не слишком умею контролировать финансы. Но, тем не менее, "Масяня" – это самый долгоживущий российский сериал.

- Ну вот есть такой сериал "Маша и медведь", который появился позже "Масяни" и превратился в международный бренд. Вам не обидно?

- "Маша" — это детский мультфильм, тут даже сравнивать нечего. Все аниматоры рано или поздно скатываются в детскую анимацию. Это навсегда, это болото. Оттуда не выбраться уже никогда. Это стабильная работа, стабильная зарплата, стабильные сюжеты…

- То есть все, что вы ненавидите.

- Не то, что я ненавижу. Это просто болото, ты там застреваешь намертво. Это вообще конец для художника. Эти слоники-мишечки-лисички – это все, конец.

- Ну, "Масяня" - это такой мультик для взрослых, который высмеивает все, что происходит в мире.

- Масяня – она нон-конформистка. Проблема в том, что мне всегда не хватало мейнстрима, который она будет высмеивать.

- А его реально нет?

- Конечно, нет. Кроме "Масяни", не существует взрослых мультиков на русском языке. В Америке есть "Симпсоны", а в России – никого, кроме нее. И в начале века она совершенно неожиданно стала мейнстримом, хотя ее задача как раз ровно противоположная. Она оказалась единственной.

- "Масяня" - это не просто мультфильм. Это целый пласт культуры.

- Ну, это слишком громко сказано. Я всегда пытался делать артхаусную мультипликацию, и сам того не заметил, как превратился в мейнстрим. Это все равно, что оказаться на площади без штанов. Очень глупое ощущение. Это ненормальная ситуация. Такой проект не должен был стать мейнстримом. Это экспериментальный, независимый андеграунд.

- То есть вы никогда не планировали создать суперпопулярный проект.

- Суперпопулярный в смысле общедоступный? Нет, никогда. Мейнстрим – это скучно, это банально, это неинтересно. Я знаю, что такое обычная работа, и это невыносимо скучно. Я работал несколько лет в Германии, писал картины для галерей. Потом этот бизнес благополучно накрылся, и я вернулся в Питер. Но я сделал из этого простой вывод: работать на стабильной, стандартной работе — это просто страшно, это значит сдохнуть там. Нет, это не для меня.

- Но это коммерчески выгодно.

- Но это значит блевать каждый день на работе в прямом смысле. И зачем мне это нужно? Нет уж, я как-нибудь сам.

- А как Масяня родилась?

- Да я сам не знаю. Я же никогда аниматором не был. Просто появились новые технологии, я решил попробовать себя в графическом дизайне, потом увлекся анимацией. Но это тоже было страшно скучно. Поэтому по вечерам я развлекался, придумывал вот таких Масянь. И в итоге она родилась. Это произошло неожиданно. Вообще, такие вещи невозможно предсказать. Они происходят естественно. А когда я увидел, что Масяня стала популярной, я решил заняться этим вплотную. И, как оказалось, надолго.

- А как это вообще происходит? Вот вы выпустили новую серию, она набрала миллионы просмотров. Это приносит какие-то деньги?

- Ну как сказать. Экономика "Ютьюба" заточена под видеоблогеров, то есть под массовое и быстрое производство. Надо очень быстро работать, чтобы что-то зарабатывать. Если выпускаешь видео каждую неделю, то на это возможно жить. Анимацию ты каждый день выпускать не будешь. Это очень трудоемкий процесс. У меня сейчас с моим многолетним опытом, с моими наработками и всем прочим производство одной минуты занимает две недели. Соответственно, целую серию я снимаю за полтора-два месяца. Поэтому прожить на это невозможно. К сожалению, пока такого механизма нет.

- Ну если бы вы наняли сотрудников и каждую неделю штамповали "Масянь", то и доходы бы повысились.

- Вряд ли это возможно. На пике популярности выпускалось очень много пиратских товаров под брендом "Масяня". Притом, что никакой законодательной базы тогда в России не было, поэтому я и засудить никого не мог. Да я и не стремился. Я же вообще всегда принципиально был против того, чтобы Масяня превратилась в курицу, несущую золотые яйца. Масяня – она такая сама по себе, балбеска. Я хотел оставить ее чистым, даже девственным брендом. Любое коммерческое использование портит бренд.

- Но у вас был период, когда "Масяня" выходила еженедельно в программе "Намедни" на телеканале НТВ.

- Да, и это было очень интересное время. Тогда у меня была студия, там работало человек десять. Но Парфенов требовал, чтобы мультики были связаны с актуальными событиями недели. А мне, естественно, этого не хотелось. И чем больше он требовал, тем больше не хотелось, это нормальная человеческая реакция: сопротивление на давление. Поэтому ничего особо актуального там не было. Да и вообще, неинтересно это делать. Потому что то, что делается на злобу дня, очень быстро забывается. Не хочется вкладывать столько сил, чтобы потом это превратилось в пшик. Поэтому и существует Масяня уже восемнадцать лет.

- А как это происходит? Вы на ходу придумываете?

- Ну сейчас, спустя столько лет, мне уже ничего придумывать не приходиться. Это постоянный процесс. У меня несколько сценариев находятся в работе, причем некоторые из них так и остаются недописанными. А некоторые вдруг всплывают лет этак через двенадцать, и я их беру и дописываю. И в голове также куча одновременных процессов. Я думаю, у всех художников и сценаристов, которые работают над чем-то регулярно, работа идет одновременно несколькими потоками. Это такое творческое сознание, к которому привыкаешь, и которое работает самостоятельно, практически без твоего участия. А подсознание так вообще работает частенько даже лучше, чем сознание. То есть некоторые сценарии дозревают в голове автоматически, это неконтролируемый процесс, который знаком любому творческому человеку.

- А рисовать не перестали?

- Я теперь рисую в основном только для себя. Это, кстати, тоже очень приятное ощущение, когда ты рисуешь не то, что от тебя требует заказчик, а то, что хочется.

- Это большая привилегия: иметь такую степень свободы.

- Конечно. Я вообще стараюсь не ограничивать свою свободу творчества. Но обычно я начинаю рисовать, когда у меня образуются финансовые ямы. Когда срочно нужно заработать – я начинаю рисовать. Пока я шлепаю в "Фейсбуке", что у меня вот сейчас такое рисовательное настроение, мои картины уже разлетаются вместе с мольбертами. Когда-нибудь задолбает меня рисовать анимацию, займусь опять живописью. Мне кажется, что я недооценен как художник. Но, может быть, у меня еще все впереди. Кстати, от живописи я получаю гораздо больше удовольствия. Для занятия анимацией надо иметь вот такую толстую задницу. Это долгое, кропотливое, занудное дело.

- А вы по натуре одиночка?

- Да. Поэтому и бизнес у меня не сложился, потому что, когда я открыл свою студию, у меня работало десять человек. Я быстро понял, что как начальник я – полное говно. Я не могу людей наказывать, напрягать, заставлять. Людей бить нельзя.

- А надо.

- Надо, но нельзя. На них нужно психологически давить, а это отвратительно. Поэтому быть директором у меня не получилось. Поэтому и студия закрылась из-за хренового начальства в моем лице. Я, конечно, индивидуалист. И, как мне кажется, это оправданная точка зрения, потому что в искусстве есть некоторые вещи, которые нужно делать группами. Вот, кино, например, невозможно снять в одиночку. И это очень плохо. Потому что любое собрание творческих людей – это всегда срач, это полный бардак. И если получается что-то хорошее, то это, скорее, случайность. Поэтому, когда держится все в одних руках, то получается очень цельное произведение.

- Но сейчас все больше появляется авторского кино.

- Да, и это очень хорошо. И когда один человек будет делать абсолютно все, и ему потребуется только камера и компьютер, у нас появится отличное кино.

- А в Израиль-то вы как попали?

- Я такой человек, который никогда не планирует крупные события в жизни. Я полагаюсь на карму.. Надо уметь видеть, куда тебя жизнь ведет, уметь понимать, что у тебя за карма и угадывать признаки того, за чем следует идти. Если что-то складывается – то так оно и должно быть.

- А если не складывается – не биться в эту стену?

- Это зависит от того, как ты чувствуешь. Если чувствуешь, что твое – значит, биться. Вот у меня так случилось. Я встретил Полину и сразу понял, что у нас с ней "химия". Я очень люблю это слово, потому что оно выражает очень сложные понятия, которые иначе нужно было долго и нудно объяснять. Наш роман длился в течение четырех лет, и я просто чувствовал, что это – мой человек, что эти отношения нужно развивать. У меня до сих пор сохранилась наша переписка длиннющая через мессенджер ICQ, был такой на заре цивилизации. А романтика на больших расстояниях – штука трудная, потому что она жила в Израиле, а я – в Питере. И в какой-то момент мы решили, что нам нужно жить вместе. А лучшего места для выращивания детей, чем Израиль, еще не изобрели. И вот этим, собственно, мы и занялись.

- В этом занятии вы все-таки подвинулись и дали ей возможность поучаствовать.

- Это единственная область деятельности, где нужно работать командой. Это совместное творчество. А вообще я очень верю в карму. Вот это такие вещи, которые нужно почувствовать. С Масяней, кстати, то же самое было. С ней у нас тоже сложилась химия. Я вообще не сопротивляюсь судьбе, я стараюсь видеть, что мое, а что не мое.

- А в Израиле вы увидели, что это – ваше?

- Да. Мне в Израиле все очень нравится, кроме религии. А вообще, Израиль – прекрасное место. Очень пестрое, разнообразное, но замечательное. И, когда говорят, что у нас тут разобщенность – это полная фигня. Потому что, учитывая, насколько мы разные, мы живем очень дружно. Просто реально, одной семьей. В любой другой стране при такой разнице менталитетов и всего прочего, давно была бы гражданская война. А у нас ничего, живем мирно. Это чудеса, я считаю. Пока я могу сказать, что у меня в жизни все совпало. Тьфу-тьфу, конечно. Я делаю, что хочу, живу с любимым человеком, у меня хорошие, хоть и тупые, дети, и я доволен.

- Когда я шла на интервью, то думала, что встречу такого богемного неформала в майке-алкоголичке, который матерится, пьет водку и вообще ведет аморальный образ жизни. А вместо этого вижу перед собой домохозяина, который стряпает обеды, ходит на родительские собрания в школу и выращивает на балконе укроп.

- Ну а как еще детей заставить есть зелень? Вот только сорвать со своей грядки! А еще я мечтаю жить на земле и выращивать разные сорта базилика. Обожаю этот запах! А вообще, весь этот богемный шик – это все наносное. Андеграундные люди – это самые разумные люди. Потому что они понимают, что попсня – это смерть. Они хотят удовольствие получать, и поэтому занимаются экспериментами. Потому что это интересно, это настоящее, это творчество, это и есть жизнь!



Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.