likynia

Category:

«Волшебная флейта» в уникальной постановке Барри Коски в Израильской опере

Новый сезон Израильской оперы открывается одной из самых популярных опер в истории - «Волшебной флейтой» Моцарта в постановке одного из самых ярких и талантливых режиссеров своего поколения Барри Коски и сценографа Сьюзан Андрейд. 

Сцена из оперы «Волшебная флейта»
Сцена из оперы «Волшебная флейта»

Этот спектакль стал первой международной ко-продукцией в Израильской Опере после долгих локдаунов. Спектакль, в котором сошлись дух немого кино, атмосфера берлинского кабаре 1920-х, изощренного безумия сюрреалистической анимации, был первоначально поставлен в 2012 году в «Komische Oper» в Берлине, а в Тель-Авиве он будет показан с 4 по 15 ноября.

Сцена из оперы «Волшебная флейта»
Сцена из оперы «Волшебная флейта»

Зрителям предстоит увидеть авангардный мультимедийный проект выдающегося режиссера-экспериментатора, руководителя «Komische Oper» Барри Коски, нашумевшую инсценировку оперы Моцарта, созданную Коски в сотрудничестве со сценографами - художником Полом Барреттом и Сьюзан Андрейд из британского театрального коллектива «1927». Но, в первую очередь, не забудем о великой музыке Моцарта, благодаря которой «Волшебная флейта» уже третье столетие звучит на крупнейших оперных сценах мира.

Komische Oper один из ведущих сценических коллективов Германии - был основан в Берлине в 1947 году режиссёром Вальтером Фельзенштейном, крупнейшим реформатором оперного искусства. Творческая программа Komische Oper была (и осталась) направлена против театральной рутины, установив неразрывную связь музыки и драматургии. Барри Коски, ставший художественным руководителем Komische Oper в 2012 году, считает своей основной задачей создание синтетического действа, впечатляющего единством всех компонентов. Его оперы «нового поколения» пользуются феноменальным успехом во всем мире. Работая с классическими музыкальными произведениями, он использует приемы кабаре, ревю, оперетты, перенося действие во многие места и эпохи, привлекая к сотрудничеству авангардных художников, аниматоров и видео-артистов. В «Волшебной флейте», опираясь на полное символов, аллюзий и метафор классическое либретто Эммануэля Шиканедера (основанное, в свою очередь, на сюжете из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов» Кристофа Виланда), он выводит на сцену героев немого кино, перенося их в мир фантастической анимации, созданный художником Полом Бэрриттом. 

И результатом таких экспериментов стал захватывающий современный зингшпиль о волшебной силе музыки и любви. Эта необычная версия «Волшебной флейты» с успехом побывала уже во многих странах, в 35 городах мира и в ноябре приезжает в Тель-Авив. 

Главная декорация для берлинской «Волшебной флейты» - занавес из потрепанного красного бархата, как в старом кинотеатре. За ним – белый экран, из которого на балкончиках «выскакивают» суетливый принц Тамино и печальная Памина, оплакивающая свою любовь, гуляка птицелов Папагено и его Папагена в образе роскошной русалки, кокетливые придворные дамы Царицы Ночи. А на экране летит ежесекундными метаморфозами анимация Пола Бэррита. 

Описать ее – значит рассказать сказку: хитрая Царица Ночи в виде бабочки-скелета, воодушевляющий маг Зарастро, цветы, птицы, механические головы, розовые слоны, огонь и зимний лес, в котором поет свою лучшую арию Памина, оплакивая любовь. В этой сюрреалистической анимации летит само насмешливое воображение! Невероятная проекция полностью заменила декорацию и добавила волшебства и юмора в моцартовскую оперу.

И все это не просто так: ведь именно «Волшебную флейту» – свою последнюю оперу, Моцарт написал в структуре зингшпиля, а не на итальянской основе. Премьера «Волшебной флейты» прошла 30 сентября 1791 года в Вене, а через два месяца Моцарт скончался. Изначально, кажется, что «Волшебная флейта» - это опера-сказка, в которой описывается победа добра над злом. На самом же деле, это - глубокое философское произведение, в котором есть и масонская символика (к примеру, Зарастро - итальянизированная форма имени Зороастра, почитаемый масонами как мудрец, философ, маг и астролог). Считается также, что в этой опере запечатлелся образ справедливой державы. Ну, а где наилучшим образом проявляются черты державы в наше время, как не на киноэкране? 

А вообще, «Волшебная флейта» - веселая, фантастическая, полная загадочных, порой мистических превращений сказка говорит о вечном поиске смысла жизни, обретении себя. «Спасите! Спасите!» – так начинается эта волшебная история, вобравшая в себя мотивы народных сказаний, о принце Тамино, который должен найти Памину, дочь Царицы Ночи, пройдя множество испытаний… 

Сцена из оперы «Волшебная флейта»
Сцена из оперы «Волшебная флейта»

Барри Коски рассказывает об идее поставить «Волшебную флейту» с театральным коллективом «1927» так: «Волшебная флейта - самая исполняемая немецкая опера, одна из десяти самых исполняемых опер в мире. Все знают эту историю, все знают музыку Моцарта, могут перечислить наизусть персонажей. Эта опера подходит для всех возрастов - ею наслаждаются и дети, и взрослые. Но уже в самом замысле этой оперы есть немалый вызов - контрасты, сложные характеры персонажей, запутанный сюжет, а также сочетание фантазии, сюрреализма, магии и глубоких эмоций. За четыре года до того, как я решил поставить «Волшебную флейту», я посмотрел спектакль «Между дьяволом и глубоким синим морем», первый спектакль, созданный коллективом «1927». Меня мгновенно захватило сочетание живого выступления и анимации, немого фильма и кабаре прошлого века, вместе создающих уникальную сценическую эстетику. Уже через несколько минут после начала того спектакля, я понял, что это та группа, с которой я бы хотел создать свою «Волшебную флейту». То, что Пол и Сьюзан никогда раньше не работали над оперным спектаклем, стало преимуществом - в отличие от меня они были свободны от каких-либо предубеждений или ограничений, присущих оперному жанру. В результате получилась необычная «Волшебная флейта». 

Сцена из оперы «Волшебная флейта»
Сцена из оперы «Волшебная флейта»

Барри Коски - внук еврейских эмигрантов из Европы - родился в 1967 году в Мельбурне. В качестве режиссера он впервые попробовал себя еще в школьных спектаклях. В 1985 году Коски начал изучать историю музыки и игру на фортепиано в Мельбурнском Университете. А в 1989 году Коски поставил свою первую оперу на Мельбурнском фестивале. В 1990-м он основал театр «Гильгуль», труппа которого три года спустя поставила трилогию, включавшую знаменитого «Диббука». Коски был художественным руководителем театра «Гильгуль» до 1997 года.

Начиная с 1991 года, он ставит оперы по всей Австралии, а в 1996-м 29-летний Коски был назначен директором Фестиваля искусств Аделаиды, оказавшись самым молодым человеком, когда-либо занимавшим эту должность. Перебравшись в Европу, Коски создал множество оперных постановок. С 2001 по 2005 год Коски был одним из режиссеров Венского театра. В 2012 году Коски назначен главным режиссером Берлинской комической оперы (Komische Oper Berlin). 

За дирижерским пультом в «Волшебной флейте» стоит американо-израильский дирижер и пианист Нимрод Дэвид Пфеффер, работающий также в Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Нимрод Дэвид Пфеффер дебютировал с Симфоническим оркестром Метрополитен Опера в 2014-м году: на гала-концерте программы поддержки молодых артистов 

В Израильской опере Пфеффер дебютировал в 2018 году с «Дон Жуаном» в постановке Каспера Холтена. В 2019 м году он дирижировал в Тель-Авиве оперой «Симон Боканегра». 

******
Фото - © Magda Hueckel – предоставлены Израильской Оперой 

Текст: Маша Хинич.

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.