Израильская Опера представляет новую постановку «Макбет» Джузеппе Верди. Пару дней назад я побывала на генеральной репетиции, а вчера состоялась премьера.
Опера Джузеппе Верди «Макбет» была написана в самый трагический период жизни композитора: в конце 1830-х годов ушли из жизни самые близкие ему люди – двое детей и любимая жена. Оставшись один, композитор был полностью разбит горем. Вскоре судьба подарила ему встречу с импресарио Мерелли: он вернул Верди к жизни, предложив работу над новой оперой. Преодолевая горечь утраты, Верди взялся за сочинение. Поразительно, что в период между 1842 и 1853 Верди написал семнадцать опер – от «Набукко» до «Травиаты». После страшной потери композитора ждал ошеломляющий успех. Для Верди опера «Макбет» должна была стать чем-то очень особенным, учитывая, что он посвятил её своему тестю, мудрому покровителю, Антонио Барецци.Неиссякаемым источником вдохновения на протяжении всей жизни Верди было творчество Шекспира. «Макбет» и две его последние оперы, «Отелло» и «Фальстаф», – являются непревзойденными музыкальными интерпретациями шекспировских произведений.
Созданные четыре с лишним века назад пьесы Шекспира поражают своей актуальностью, в них бурлят вечные человеческие страсти: любовь и коварство, нежность и ненависть, страх и решительность, тщеславие и смирение.
Генеральная репетиция. В предвкушении. Оркестранты уже заняли свои места. Увертюра. Действие происходит в одиннадцатом веке. Постановщик позволил себе немногое: спустил действие с исторических небес на землю обыденности, одел хор в камуфляж, Макбет появляется в брюках с подтяжками, длинные волосы собраны в пучок Надеюсь, все знают основной смысл произведения - власть любой ценой. Режиссер пытается донести всеми доступными художественными средствами, к чему приводит неудержимая жажда власти, когда человек идет на любые преступления для достиженмя цели.
Макбет, узнав от ведьм о своей дальнейшей судьбе, стал одержим жаждой власти. Честолюбивая леди Макбет разжигает в нём новые амбиции и толкает на преступления. Чтобы избавиться от соперников, Макбет убивает всех претендентов на шотландский трон. Злодеяния Макбета и его жены чудовищны, ибо они находятся в плену колдовства. Их ждёт неизбежная кара: предсказания ведьм сбываются одно за другим.
Шекспир и Верди ставили перед собой более сложную задачу, чем выявить природу зла. Немеркнущая высота этой трагедии и созданной на её основе оперы в том, что она показывает неумолимую логику зла, вырвавшегося однажды на свободу. «Не стоит царствовать, когда престол непрочен под тобой», — говорит Макбет. «Конца нет жертвам, и они не впрок! Чем больше их, тем более тревог», — вторит мужу леди Макбет. «Кто начал злом, для прочности итога всё снова призывает зло в подмогу», — итожит Макбет. Истину надо повторять, даже рискуя надоесть: «Насилья всегда ведут к насильственным концам».
Жан–Клод Оври, режиссер, великолепно справился со своей задачей. Отличная сценография. Декорации, вроде минималистические, создают нужное настроение. Хочется отметить нашу талантливую певицу Ирину Бертман в роли леди Макбет. Она долго шла к этой роли. Заслуженный успех. Очень рада за нее. И с Витторио Вителли из Италии они составили прекрасный дуэт. Причем, как и положено, доминирует артистичная Ирина, которая в нужный момент может быть властной.
Мне очень понравилось звучание женского хора. Танец ведьм, исполненный балетным трио, органичен и профессионален. Единственное, хотелось бы большую динамичность действия. Хотя, возможно, со временем все встанет на свои места.
«Макбет».
Композитор – Джузеппе Верди. Авторы либретто – Джузеппе Верди и Франческо Мария Пьяве при участии Андреа Маффеи. Действие происходит в Шотландии, а затем на границе Шотландии и Англии в 1040 году.
Представления в Израиле: 17-29 мая 2016 года.
Режиссер: Жан–Клод Оври
Дирижеры: Эмануэль Джоэль-Хорнак и Юваль Цорн
Израильские и зарубежные солисты:
В роли Макбета, тана Гламиса попеременно выступят баритоны Луччо Гало и Витторио Вителли из Италии. Вителли уже выступал в Израильской Опере в постановке «Травиата». В роли леди Макбет попеременно выступят сопрано Мария Пиа Пишителли из Италии и Ирина Бертман из Израильской Оперы. В роли Банко выступят Рикардо Зенелатто из Италии и Гоча Датосани из Грузии. Роль лорда Макдуфа споют теноры Гастон Риверо из Уругвая (уже выступавший в постановках «Богема» и «Три тенора» в Акко) и Сальваторе Италии. В роли Малкольма выступят израильские теноры Эйтан Дрори и Гитай Фишер. В роли доктора выступит известный израильский баритон Яир Полищук, а партию фрейлины леди Макбет исполнят меццо-сопрано Анат Чарны и сопрано Эфрат Вольфсон. Партии убийцы и слуги Макбета исполнит баритон Габриэль Любенгейм, а в роли ведьм – бас-баритон Анатолий Карасик и сопрано Тали Кецеф, Таль Ганор и Галина Хализова.
Даты спектаклей:
Вторник, 17.5, 20:00 (премьера). Четверг, 19.5, 20:00. Пятница, 20.5, 13:00. Суббота, 21.5, 21:00. Воскресенье, 22.5, 20:00. Понедельник, 23.5, 20:00. Среда, 25.5, 20:00. Четверг 26.5, 20:00. Пятница, 27.05, 13:00. Суббота, 28.5, 21:00
Новая постановка, исполнение на итальянском языке с субтитрами на английском и иврите. Продолжительность: около трех часов
Предварительная лекция – за час до начала каждого представления, бесплатно для владельцев билетов на спектакль на этот вечер.
Использованы материалы пиар-агентства: Sofia Nimelstein PR&Consulting
Фотографии Йоси Цвекера предоставлены пресс-отделом Израильской Оперы