?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Имя Джона Майатта неотъемлемо связано с резонансным событием в мире искусства. Начиная работать всего лишь за сотню фунтов, он даже и не подозревал, что в скором времени за его работы будут предлагать пятизначные суммы. Английский преподаватель живописи хотел немного подзаработать, чтобы прокормить двоих детей после развода, а ему получилось совершить крупнейшую аферу XX века в области изобразительного искусства, обвести вокруг пальца дилеров Лондона, Парижа, Нью-Йорка, ведущие аукционные дома — Sotheby's, Christie's и Phillips. С 1987 по 1994 год под видом оригиналов он продал более 200 работ в стиле Моне, Дюбюффе, де Сталя, Джакометти, Вермера и многих других. Но надо отдать должное, Джон не производил копии, — он писал еще одну картину Иоганна Вермера, которую Вермер мог бы создать, но не создал.

Как вспоминал потом Джон Майатт, дело начиналось так: «Старшей было три, младшему год, когда жена сбежала. Я бросил преподавать – было обидно обучать чужих детей, когда на своих не хватает ни денег, ни времени. И поместил объявление в журнале Private Eye: «Подлинные подделки XIX-XX вв. быстро и от 150 фунтов».

Позвонил какой-то человек из Оксфорда, представился профессором Дрю, попросил два «Матисса». Затем заказал «Пикассо», «Дали», «Ван Гога». Потом попросил несколько картин в стиле малоизвестных кубистов. А потом мистер Дрю пришел с чемоданом денег и сказал: «Я продал твоих кубистов на аукционе как оригиналы за 25 тысяч фунтов, и половина из этих денег твои. Предлагаю поставить «недосказанное великими» на конвейер. И брось кочевряжиться, мы же не сирот обираем». И уговорил…

john_myatt_03

ДЖОН МАЙАТТ Желтая одалиска. Картина «под Анри Матисса»

.

И в результате с 1987 по 1994 год через аукционные дома Кристи, Сотбис и Филлипе а также дилеров Лондона, Парижа и Нью-Йорка в частные коллекции и музеи прошло около 200 «шедевров» Матисса, Шагала, Бена Николсона, Ле Корбюзье, Дюбюффе, де Сталя и пр., в исполнении Джона Майатта.

Все картины сопровождались заключениями авторитетнейших экспертов от искусства, которые были уверенны в подлинности работ. Майаттовскую картину «Всегда обнаженная» под Джакометти, например, эксперты единодушно признали лучшим Джакометти из тех, что им доводилось видеть.

john_myatt_09

ДЖОН МАЙАТТ Голова человека. Картина «под Альберто Джакометти»


Трудились по классической схеме: Майат делал картины, а Дрю их продавал. Технология Майатта была проста – нужно узнать о гении все: где, когда, почему, как, и стать им на одну неделю. «Я ведь не писал копии, – объяснял Майатт. – я создавал еще одну картину Иоганна Вермера, которую он мог бы написать, но не написал». В свою очередь Дрю тоже творчески подходил к сочинению «истории картины» и никогда не говорил покупателям, что нашел её у бабушки на чердаке.

john_myatt_04

ДЖОН МАЙАТТ Девушка с жемчужной сережкой. Картина «под Иоганна Вермера»


Он втирался в доверие к родственникам художника, выведывал семейные тайны, а затем подделывал переписку мастера, скажем, с другом или любовницей. В одном из писем художник в деталях описывал свою новую картину, которую в действительности в это время писал Джон Майатт. Дрю подкладывал необходимые документы в закрытые архивы музеев, изготавливал фальшивые сертификаты подлинности картин, умудрялся вносить изменения в каталоги прошедших выставок.

Причем, делал Дрю все безупречно. Так, Алан Боунесс, бывший глава галлереи Тейт, зять Бена Николсона, принял две подделки под своего же тестя Николсона за подлинники прежде всего потому, что они имели безупречную «историю». К тому же в конце 80-х – начале 90-х на художественном рынке случился бум, цены подскочили. И За семь лет Майатт написал 180 картин, и все они, пройдя соответствующую экспертизу высококлассных экспертов, были признаны оригиналами Пикассо, Шагала, Ван Гога, Матисса, Ренуара и других, и проданы на аукционах Кристи и Филипс в Лондоне, а также в Париже и Нью-Йорке.


john_myatt_05

ДЖОН МАЙАТТ Синяя линия. Картина «под Бена Николсона»


Но в конце 1994 года Майатт начал уставать от однообразной работы, стал попивать, а Дрю требовал от него все новых и новых картин. И в сентябре 1995 года Майатт пошел в полицию, и чистосердечно раскаялся в том, что изготавливал фальшивки. По его оценкам, он заработал около £ 275,000, предложил их вернуть и помочь осудить Дрю (всего парочка заработала около 3,7 млн. долларов, и Дрю забирал себе львиную долю добычи).

Полиция задержала Дрю по обвинению в торговле поддельными картинами и фальсификации документов. Удалось установить местонахождение около шестидесяти из более чем двухсот подделок Майатта (в основном тех из них, которые находились в музеях и галереях).

Судьбу других работ, которые ушли в частные коллекции, установить так и не удалось – никто из частных коллекционеров не захотел признаться, что у них на стенах висит не купленные за большие деньги подлинники Матисса и Шагала и Пикассо, а работы Майатта в их стиле.

john_myatt_06

ДЖОН МАЙАТТ Кодакес. Картина «под Пабло Пикассо»


В итоге 13 февраля 1999 года, Джон Майатт был приговорен к одному году тюрьмы и был выпущен в июне того же года, отбыв четыре месяца из установленного приговором срока. Джон Дрю был приговорен к шести годам тюрьмы, из которых отсидел два.

Джон Майатт и не собирался бросать свое дело, и теперь, зарегистрировав компанию Genuine Fakes Ltd, Джон Майатт на совершенно законных основаниях начал проводить выставки и продажи своих работ.

Удивительно то, что все его произведения, написанные по памяти, невозможно отличить от оригинала — та же стилистика, оттенки, переходы и даже эмоции. Джону требуется всего лишь несколько минут, чтобы запомнить мельчайшие детали картины и в дальнейшем воспроизвести увиденное без образца, раскрывая в полной мере оригинал картины...Так неповторимая стилистика его работ помогла обычному школьному художнику встать на один пьедестал с великими живописцами.

john_myatt_08

ДЖОН МАЙАТТ Пандора. Картина «под Данте Габриеля Россетти»

.

При этом, он утверждает, что около тридцати процентов того, что выставляется в галереях современного искусства – это фальшивка, а в какие миллионы оценивается оборот рынка подделок, никто точно сказать не может. Как и мало кто может достоверно отличить отличную подделку от оригинала.

В 2007 году в Мюнстере при помощи полиции была организована выставка «Оригинал и подделка в диалоге», на которой рядом с подделками Дали, Пикассо, Маттисса, Модильяни и других художников висели их оригиналы, а посетителям предлагалось попытаться определить где оригинал, а где подделка. Перед допуском посетителей на такой же вопрос предложили сначала ответить экспертам, но те отказались…

john_myatt_02

ДЖОН МАЙАТТ Жанна Эбютерн. Картина «под Амедео Модильяни»


В интервью британской газете «Индепендент» Джон слегка приоткрыл секреты того, как он работает, как ему удается столь точно передавать чужой стиль, чужую технику.


«Я прихожу в музей и внимательно изучаю картину, которую затем хочу использовать. Не делаю при этом никаких зарисовок, пометок. Раньше было нельзя: мог вызвать подозрения. Теперь уже нет необходимости. Минут 20, я словно гипнотизирую полотно. Потом еду домой и приступаю к работе. Всё!



Картина у меня в голове, словно файл в памяти компьютера... Кроме этого, изучаю биографию художника. Мне важно знать все. Я словно воскрешаю тех, кто дарил ему вдохновение. Сейчас, кажется, что время позволяет мне писать новые главы в жизни знаменитых мастеров…»


Вот такая история художника Джона Майата, в результате которой обнаружилось, что торговать «настоящими подделками» намного выгоднее, чем выдавать их за подлинники.



Источник - 1, 2, 3.

Error running style: S2TIMEOUT: Timeout: 4, URL: likynia.livejournal.com/46403.html at /home/lj/src/s2/S2.pm line 531.