Likynia (likynia) wrote,
Likynia
likynia

Category:

В смерти прошу никого не винить

Во вторник в театре Гешер ставили “Finita la commedia”. Весь день была в предвкушении. Когда зашла в зал, было такое впечатление, что меня уже ждали. Вокруг кипела жизнь, переместившаяся с театральных подмостков. Искрометное действие захватило меня. Игра актеров, текст, композиция, музыкальное сопровождение, декорации – все было на высочайшем уровне, а иначе и быть не могло.
914
Сцена из спектакля

Спектакль поставлен по одной из самых сильных пьес прошлого века в России, “Самоубийца” Николая Эрдмана. Естественно, прочитала. Жесткая сатира, гротеск и сарказм. Герой пьесы – простой, даже в какой-то степени, жалкий человек, потерявший контроль над своей жизнью, и более того, над своей смертью. И мы становимся свидетелями того, как в этой гротесковой, фантасмагорийной обстановке он, в конце концов , становится личностью. Драматург Николай Робертович Эрдман известен как автор двух пьес: "Мандат" и "Самоубийца". Первая принесла начинающему автору сенсационный успех и оглушительную популярность, вторая - запрещена советской цензурой. Острая сатира и драматический пафос произведений Н.Р.Эрдмана произвели настоящую революцию в российской драматургии 20-30-х гг. прошлого века, но не спасли автора от сталинских репрессий. Абсурд советской действительности, бюрократическая глупость, убогость мещанского быта и полное пренебрежение к человеческой личности - темы сатирических комедий Н.Эрдмана вполне актуальны и для современной России. Нет смысла пересказывать содержание. Одной фразы достаточно.
Разве мы делаем что-нибудь против революции? С первого дня революции мы ничего не делаем. Мы только ходим друг к другу в гости и говорим, что нам трудно жить. Потому что нам легче жить, если мы говорим, что нам трудно жить. Ради Бога, не отнимайте у нас последнего средства к существованию, разрешите нам говорить, что нам трудно жить. Ну хотя бы вот так, шепотом: «Нам трудно жить». Товарищи, я прошу вас от имени миллиона людей: дайте нам право на шепот. Вы за стройкою даже его не услышите. Уверяю вас.
Драматична судьба этого сценария.
Автор сразу принес свою пьесу в ГосТиМ (государственный театр имени Мейерхольда) кВ. Э. Мейерхольду, где была поставлена его прошлая пьеса «Мандат». В. Мейерхольду пьеса понравилась, и он собирался ее ставить, но Главрепертком не разрешил постановку, назвав пьесу «реакционной». Мейерхольд не отступил и стал добиваться разрешения.
А тем времени К. С. Станиславский добился разрешения постановки в МХАТе и приступил к репетиции. Но до премьеры дело так и не дошло. Сталин лично написал Станиславскому: «Я не очень высокого мнения о пьесе „Самоубийца“. Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна».
В мае 1932 года Мейерхольд в своем ГосТиМе все же начал репетиции «Самоубийцы», на этот раз дело дошло аж до генеральной репетиции, но на этом и закончилось, спектакль выпущен так и не был.
Время шло. Ушла в прошлое сталинская эпоха, которая даже на какое-то небольшое время в 1960-х годах при Хрущевской оттепели была названа преступной.
В это время пьесу на сцене Театра на Таганке поставил Юрий Любимов. Окончилось и Хрущевская оттепель, опять все вокруг затянулось непробиваемым льдом — спектакль в Театре на Таганке был запрещен.
Лед постепенно, с течением лет, в некоторых местах ослабевал.
Один из бывших актеров театра В.Мейерхольда, Валентин Плучек, став за эти годы главным режиссером Московского театра Сатиры и на сцене этого театра поставив множество спектаклей, в 1982 году приступил к пьесе «Самоубийца». Однако спектакль, который хоть и удалось выпустить, прожил очень недолго и был запрещен в том же году. Но в 1985 году в стране в очередной раз сменился генсек, нового звали Михаил Сергеевич Горбачев. В стране началась Перестройка. В 1986 году В. Н. Плучек возобновил постановку, на этот раз она, никем не запрещенная, вошла надолго в репертуар театра. С тех пор пьеса «Самоубийца» неоднократно ставилась и продолжает ставиться по всей России.


В нашем театре Гешер постановку, сценическую редакцию и музыкальное оформление осуществил Александр Морфов.
Болгарский режиссер, киноактер, сценарист. Главный режиссер Санкт-Петербургского академического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Окончил Национальную академию театра и кино в Софии в 1989 . по специальности "режиссура драмы", а в 1994 г. — по специальности "режиссура кино". Поставил спектакли: «Дон Кихот» (Болгарская национальная премия «АСКЕР» (1994 г.) за лучший спектакль года и за лучшую режиссуру, а также премия театральных критиков), «Сон в летнюю ночь», «На дне» (премия «АСКЕР» (1997 г.) за лучший спектакль и лучшую режиссуру и Болгарская премия актеров за лучшую режиссуру), «Декамерон» (2000 г.) и другие. Ставил спектакли во Франции, Швеции, Македонии. Спектакли «Буря» У. Шекспира (Санкт-Петербургский театр им. В. Ф. Комиссаржевской, 1998 г.) и «Король Убю» (Московский театр «EtCetera», 2001 г.) выдвигались на Национальную театральную премию «Золотая Маска».

Зритель сразу вовлекается в водоворот действа. Невозможно описать это состояние сопричастия и соучастия. Нужно прийти на спектакль, чтобы почувствовать динамизм и энергетику. В спектакле заняты лучшие актеры театра. В главной роли Подсекальникова Алон Фридман, выпускник школы-студии актерского мастерства Нисана Натива. В "Гешере" с 2002 года. Марию, жену Подсекальникова, играет очаровательная Нета Шпигельман. Серафиму, его тещу, исполняет блистательная Наташа Манор. Вместе с замечательными актерами Гешера режиссеру Александру Морфову удалось создать незабываемый спектакль, который всегда актуален.
Tags: Александр Морфов Николай Эрдман театр Ге
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments