Likynia (likynia) wrote,
Likynia
likynia

Categories:

Хроникус "в трёх соснах"

В пятницу  утром самые смелые и отважные, от мала до велика, собрались в южном Тель - Авиве, на перекрестке улиц Хар Цион и Кибуц Галуйот. Вы удивитесь, и подумаете, что делать в этом, мягко говоря, не самом приятном месте, да еще и в сорокоградусную жару?




Оказывается, тут можно приятно отдохнуть и увидеть много интересного. Первым делом мы направились в парк Хуршот. Буквально несколько минут ходьбы, и мы оказались в сказочном сосновом парке, в тени, и вдыхали божественный хвойный аромат. Это относительно новый парк в Яффо (Абу-Кабир), который был открыт для публики летом 2013 года.  Между улиц Киббуц Галуйот на севере и Бен-Цви на юге, теперь это один из самых красивых городских парков в стране. Планирование было проведено ландшафтными архитекторами во главе с Шломо Аронсоном. Парк основан на обширных рощах, которые были посажены в начале 1950-х годов.






Мы удобно устроились в парке, тем временем Галя Gali Benin рассказывала захватывающую историю Абу- Кабира. Поселение Абу Кабир было основано в период захвата Палестины правителем Египта Мухаммедом Али Пашой (1831 — 1840). Его указом жители деревни Тель Алькабир в дельте Нила были переселены сюда, под Яффо. Деревня Абу Кабир была основана в 30-х годах 19-го века и находилась там, где сегодня проходит тель-авивская улица Кибуц Галует. Название деревня получила в честь египетского города Тель Абу Кабир, находящегося в дельте Нила. В этом городе стояла воинская часть, в которой до демобилизации служили основатели поселения. И это название осталось на карте Тель-Авива – Тель Кабир, так сегодня называется квартал, занимающий юго-западный край бывшей деревни. Место для строительства поселения было выбрано не случайно. Среди песчаных дюн и валунов, оставленных ледником, было трудно найти ровный участок земли. достаточно большой для постройки деревни. Но как раз в этом месте находилось старое, еще со времен эпохи Хашмонаим, еврейское кладбище. Участок давно был обработан еврейскими руками. Вот на месте этого кладбища и была построена деревня Абу Кабир. Во время войны за независимость, в 1948 году, место ушедших жителей заняли арабские банды, обстреливающие Тель Авив. После их ликвидации здесь были построены первые здания тель-авивского университета, со временем перебравшегося на север города. Тогда же, вместе с Яффо Абу Кабир становится частью Тель Авива. Сейчас упоминание названия Абу Кабир, к сожалению, вызывает только отрицательные эмоции — здесь находятся институт по опознанию тел погибших в терактах и наводящие страх камеры предварительного заключения.  В 90-х годах (прошлого века) во время проведения работ по расширению проезжей части улицы Кибуц Галует на отрезке между улицами Шокен и Герцель были обнаружены останки древних еврейских захоронений. Строительные работы были приостановлены до тех пор, пока не было найдено оригинальное инженерное решение – над захоронением был построен мост, по которому и проходит дорога.




А потом зашли в подворье русской церкви святого Петра. Много лет подряд я ездила на работу из Холона в Рамат - ган мимо, но зайти ни разу не удосужилась. Там очень красиво, ухоженный парк и прекрасные виды.





В 1874 году архимандритом Антонином (Капустиным) был приобретен участок в поселении Абу Кабир рядом с Яффо. Место было выбрано не случайно — за год до этого французским археологом Клермон-Ганно здесь было найдено древнее еврейское кладбище, на котором якобы была похоронена Тавифа, оживленная апостолом Петром, после второй своей кончины. За церковью есть проход к гробнице Тавифы.



Был построен небольшой дом миссии, разбит сад, в котором, в основном, выращивали апельсины и лимоны, участок был огорожен забором.




Церковь была заложена при участии великих князей Сергея Александровича и Константина Константиновича, а также супруги первого Елизаветы Фёдоровны, в 1888 году. Освящена в 1894 году. Согласно официальной версии, проект церкви был подготовлен самим отцом Антонином, а осуществлен «итальянскими мастерами» и «местным людом». Подтверждением этого может служить романский стиль, в котором построена колокольня. Главное здание (рядом с колокольней), построенное с претензией на неовизантийский стиль, также имеет характерные западные черты.




А потом мы направились в ботанический сад, тоже совсем рядом. Это первый ботанический сад, принадлежавший Т-А университету.



И рядом - первый кампус тель-авивского университета.  А сейчас там обосновалась уникальная светская иешива Бина. Неприметное здание на улице в Тель-Авиве могло бы так и остаться неприметным, если бы не небольшая медная табличка, украшающая его фасад. "Светская иешива "Бина" – даже видавшие виды жители Тель-Авива нет-нет да оглядываются на необычное название.


У большинства израильтян слово иешива прочно связано с ортодоксальной атрибутикой. В небольшом помещении светской иешивы все выглядит иначе – среди учащихся, да и среди преподавателей немало девушек и женщин, а на книжных полках одетые в кожаные переплеты фолианты Талмуда стоят бок о бок с маленькими томиками современных израильских поэтов Йегуды Амихая и Нахмана Бялика, а также философскими трудами Бенедикта Спинозы и Иммануила Канта. Основатели светской иешивы считают, что еврейское духовное творчество не закончилось во времена Маймонида, а продолжается и по сей день. Наряду с изучением Пятикнижия и Талмуда, учащиеся этой иешивы изучают и философию, и историю и литературу.

На этом различия между светской иешивой и тысячи других, религиозных иешив не заканчиваются. Желающие изучать иудаизм и еврейскую культуру в неортодоксальной обстановке делают это параллельно с работой или учебой, а не вместо нее. Как правило, речь идет о нерелигиозных юношах и девушках, которые захотели побольше узнать о духовных традициях своего народа, однако среди учащихся встречаются и "хозрим бе шеела", те, кто покинул рамки религиозных общин и теперь ведет светский образ жизни. Еще одним принципиальным отличием "Бины" от остальных израильских иешив является полная независимость и свобода действий.


Экскурсия закончилась в ботаническом саду. Обязательно приду сюда еще раз, чтобы полюбоваться оазисом тишины и покоя среди шумного города.



Первый раз была на экскурсии с Хроникусом. Оказалась практически в компании незнакомых людей, и сразу почувствовала благожелательность и дружелюбность. Понравилось. Пойду еще, если успею записаться, желающих всегда больше, чем достаточно. Очень приятная атмосфера. Заботливые организаторы. Надя Гринберг даже принесла веера, чтобы мы в жару чувствовали себя комфортно.


Группа была разновозрастной, от младенцев до пенсионеров. Галя Бенин, наш экскурсовод, сумела своим рассказом заинтересовать всех.


Проект Хроникус  существует с 2011 года и в его рамках регулярно проводятся  экскурсии и встречи с деятелями культуры. Цель "Хроникуса" ознакомить русскоязычную молодую общину с еврейской и израильской культурой в перспективе последнего столетия и показать места, где их бывшие земляки создавали то, что сейчас называется "Тарбут Иврит". Познакомиться с представителями разных общин проживающих в Израиле.  Экскурсии и встречи проводятся на русском и на иврите
Ведущие Хроникуса Gali Benin и Nadia Greenberg

Экскурсия организована при поддержке отдела работы с репатриантами муниципалитета Тель - Авива. Координатор Katya Amosova


Дополнителная иформация - 1 2 3 4
Картинки здесь.

Tags: Абу -Кабир, иешива Бина, парк Хуршот, хроникус, церковь святого Петра, южный Тель -авив
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments