Мне иногда везет, причем совершенно неожиданно. Года полтора назад начала посещать по утрам гимнастику для молодых душой. И познакомилась там с очень интересной дамой. Между прочим, она оказалась единственной в группе, говорящей по русски. Естественно, слово за слово, начали общаться. Илана Кениг - профессиональная певица. Вся ее жизнь связана с музыкой, с искусством. Ну, все по порядку.
Илана родилась в бывшем Советском Союзе, репатриировалась в Израиль вместе со своими родителями в 1972 году. Окончила Академию музыки Рубина в Иерусалиме, причем два факультета, педагогики и вокала, получила вторую степень. В течение 13 лет была стипендиатом Американо-израильского культурного фонда. Выиграла конкурс “Шапиро”. Поэтому министерство просвещения оплатило обучение в Зальцбурге и Мюнхене.
Когда вернулась, была приглашена в израильскую оперу. Илана Кениг исполняла множество ведущих партий: Эльвира в «Дон Жуане», Антония в «Сказках Хоффмана», мать в «Гензель и Гретель», Мими в «Богеме», Дездемона в «Отелло». Все трудно перечислить. Была награждена премией Эдис де Филипп за значительные успехи. Илана выступала с большинством оркестров в Израиле, под руководством известных дирижеров Менди Родана, Кшиштофа Пендерецкого, Ашера Фиша и Гари Бертини. Записала несколько программ для радиостанции Kol Hamusica.
Вот такая успешная карьера. И в тоже время прекрасная семья, муж, два сына, и всем хочется уделить внимание.
С 1990 года Илана Кениг - старший преподаватель музыкального колледжа “Левинский”, преподает вокал и исполнительское искусство. Выступает в концертах и камерных программах по всей стране. Если вы попадете на ее концерт, считайте, что вам крупно повезло.
И вот недавно Илана пригласила меня на вечер городского романса. Концерт проходил в общественном центре “Река”(Reka community center), в Яффо. После работы как всегда дикие пробки, и я чуть опоздала. Мне не пришлось долго искать в незнакомом здании. Услышала знакомую мелодию и пошла на звук.
Зал был полон, довольно большой читальный зал местной библиотеки с не самой лучшей акустикой. На импровизированной сцене пианистка Фаина Моргулева и скрипач Владимир Вимгук.
Поет Илана Кениг. Яркий и мощный голос лился легко и свободно. Душевное и в тоже время профессиональное исполнение романсов. Создавалось впечатление, что находимся в большом концертном зале.
Перед каждым номером Фаина Моргулева рассказывала историю создания романса. Прекрасно продуманная программа. Были исполнены романсы:
«Не уходи»
«Утро туманное»
«Не пробуждай воспоминаний»
«Не уезжай ты мой голубчик»
«Ночь светла»
А закончился концерт известным романсом «Ямщик, не гони лошадей». Если не слова целиком, то уж припев этого романса знает каждый. Мы привыкли слышать "Ямщика" в мужском исполнении. Если в женском — то непременно контральто.
И мало кто знает, что первой исполнительницей "Ямщика" была обладательница нежнейшего сопрано — Агриппина Сергеевна Гранская, которой и был посвящен этот прекрасный романс. Дело в том, что на протяжении как минимум 15 лет композитор Яков Фельдман все свои произведения посвящал только Агриппине Сергеевне. Любил ее безумно, все потому...
Поэтические строки, положенные в основу "Ямщика", были написаны Николаем Алексеевичем фон Риттером, весьма известным до революции поэтом (как сказали бы сейчас, поэтом-песенником).
"Как грустно, туманно кругом, Тосклив, безотраден мой путь, А прошлое кажется сном, Томит наболевшую грудь... Ямщик, не гони лошадей!" — в отчаянии написал Николай фон Риттер.
"Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить!" -— спела Гранская.
Исполнители буквально вырывали романс друг у друга. Николай фон Риттер покинул Россию после 1917 года, его следы затерялись в эмиграции. Яков Фельдман и Агриппина Гранская остались на родине, обосновались в Москве. Агриппина Сергеевна умерла в 1925 году. Яков Лазаревич пережил ее на четверть века: работал в разных городах — музицировал, дирижировал, но прежней славы не снискал уже никогда. "Ямщик" так и остался его звездной песней.
Романс был запрещён в Советской России в 1920 году «как явление антиклассовое и несовместимое с идеалами коммунизма» и вычеркнут из всех репертуаров. И все равно "Ямщик" выжил: талантливое произведение оказалось долговечней политических систем. Жаль только, в годы гонений были почти забыты имена его создателей: композитора Якова Фельдмана и поэта Николая фон Риттера.
Даже запрет советской власти не смог перекрыть кислород этому романсу, его все равно пели, причем слова и музыку искренне считали народными. Говорят, это лучшая похвала для произведения, но позволим себе не согласиться: лучшая награда всегда и во всем — память. А теперь мы слушаем этот романс в исполнении талантливой Иланы Кениг.
Получила большое удовольствие, это был действительно волшебный вечер. Изумительный голос у солистки, виртуозная игра скрипача. Публика была очень благодарна. Илану долго не отпускали. Чувствуется, что многие не в первый раз на концерте.C удовольствием вспоминали вечер, посвященный произведениям А.С. Пушкина. Спрашивали, когда следующая встреча. Обязательно пойду, если будет возможность. И вас приглашу.