Вчера любители балета получили истинное удовольствие. Отточенные движения танцоров, яркие краски востока, нарядные костюмы, великолепные декорции. Нежный романтический балет покорил сердца зрителей. Гимн любви в танце. Челябинский государственный театр оперы и балета им. М. И. Глинки привез «Баядерку» – один из лучших классических балетов Мариуса Петипа. С нетерпением ждала встречи с земляками. Труппа театра, вместе с солистами московского Большого театра прима-балериной Юлией Степановой и премьером Большого театра, заслуженным артистом России Михаилом Лобухиным, дали возможность увидеть настоящий балет. Уже более ста лет волнует зрителей романтичная история любви храмовой танцовщицы Никии и храброго воина Солора, поставленная гениальным хореографом Мариусом Петипа на музыку Людвига Минкуса.
Молодые знатные воины возвращаются с охоты на тигра. Солор поручает факиру Магедавее передать Никии, что будет ждать ее ночью у храма. Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок - служительниц храма открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества - танец прекрасной баядерки Никии.
Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане и связанном с ним обете безбрачия. Он обещает ей все богатства Индии, все, что она пожелает. Но Никия не может скрыть своего отвращения к брамину.
Вместе с другими баядерками Никия подносит факирам воду из священного пруда. Незаметно Магдавея сообщает Никии о приходе Солора. Девушка счастлива. Когда наступает ночь, Никия отзывается на призыв любимого. Солор предлагает Никии бежать. Баядерка согласна, но сначала требует у Солора доказательств верности. Солор клянется на священном огне, что его сердце навеки принадлежит Никии. Великий брамин слышит разговор влюбленных. Он почти теряет разум от гнева и, желая отомстить, просит помощи у богов.
Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего и храбрейшего воина княжества - Солора. Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву верности!
Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Появляется и Великий брамин. Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта неумолим.
Гамзатти подслушала этот разговор. Она приказывает невольнице привести Никию и, как бы случайно, показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии, она протестует. Солор любит только ее и только ей будет принадлежать. Гамзатти молит Никию отказаться от Солора, но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал - подоспевшая невольница едва удерживает ее.
Дочь раджи клянется: "Никия умрет!"
Площадь перед дворцом раджи. Помолвка Гамзатти и Солора. Всеобщее веселье. Пляски в разгаре.
Красота Гамзатти на миг ослепляет Солора. Но вскоре он вспоминает о своей любви и данной им клятве.
Красота Гамзатти на миг ослепляет Солора. Но вскоре он вспоминает о своей любви и данной им клятве.
Никия, обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Но вот ей вручают корзину цветов - и надежда, любовь, радость переполняют ее: конечно, торжествует она, это подарок Солора! Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это - месть Гамзатти.
Великий брамин обещает противоядие, если Никия забудет Солора, однако она остается верна своей любви. Умирая, Никия напоминает любимому о его клятве.
Солор безутешен. Его мучит раскаяние. Магедавея пытаясь отвлечь юношу от тяжелых дум, зовет заклинателя змей. Под звуки флейты Солор забывается сном. Перед ним из мрака возникает царство теней. Длинной вереницей спускаются они с горных уступов. Он видит Никию. Она зовет его... Наконец они могут быть вместе.
Тема самоотверженной всепоглощающей любви , любви как высшего смысла жизни, принадлежит к популярным темам музыкального театра XIX века.
«Баядерка» – это спектакль, требующей от солистов и труппы высочайшего технического и артистического уровня. Не каждый театр справляется с такой задачей. Челябинский театр оперы и балета – театр достойнейший. На Урале есть две очень сильные балетные школы – в Перми и в Уфе, и молодые исполнители были на высоте.
В основе либретто – романтическая баллада Гёте «Бог и баядерка» и древнеиндийский трактат «Шакунтала». 2018 год объявлен годом Мариуса Петипа в честь двухсотлетия со дня его рождения. Мариус Петипа творил в Мариинском театре около 50 лет, создал за этот период более 100 балетов и, по праву, «Баядерка» считается одним из лучших его шедевров.
С 22 по 27 ноября впервые на сценах нашей страны представлена «Баядерка» – классика прошлого, живущая и сегодня.
Фото Александра Ханина
Фото Александра Ханина